Тема 7
«Культура речи в социальных сетях. Качество речи блогеров,
стримеров, журналистов»
Культура речи довольно молодая наука о языке. Это наука, занимающаяся нормализацией речевой деятельности в целях наиболее эффективного общения в различных условиях коммуникации. Человек – существо социальное. Мы живем и работаем в окружении людей. Практически в любой ситуации приходится общаться. Известный лингвист Татьяна Григорьевна Винокур очень точно определила речевое поведение как «визитную карточку человека в обществе». Мы взаимодействуем с другими людьми, для каждого из нас имеет большое значение, как нас оценивают, как нас воспринимают. Посредством общения мы обмениваемся информацией. Язык является мощным средством регуляции деятельности людей в различных сферах, поэтому изучение речевого поведения современной личности, осмысление того, насколько личность владеет богатством языка и может эффективно им пользоваться, сегодня очень важно и актуально. Каждый человек должен научиться оценивать речевое поведение – свое и собеседников.

Правильной мы называем речь в том случае, если человек не допускает ошибок в произношении, употреблении слов, в их образовании, в построении предложений.

Известно, что существует выражение, смысл которого сводится к тому, что человек владеющий словом, способен владеть людьми. Еще с древних времен большую роль в управлении обществом играли ораторское искусство и культура речи. Сейчас культура речи рассматривается как часть культуры общения и культуры в целом, потому что определяется уровнем владения речью. Однако в то же время речь может быть правильной, но однообразной, бедной, невыразительной, лишенной образности, яркости в передаче мыслей. Культурная речь включает как минимум три признака: богатство, точность и выразительность. В понятие «культура» входит культура общения, культура речевого поведения. Чтобы владеть ею, важно знать сущность речевого этикета. Речевой этикет создает благоприятную атмосферу общения. Богатый набор языковых средств дает возможность выбрать уместную для данной речевой ситуации форму общения, установить дружескую непринужденную или официальную тональность разговора. Речь должна быть содержательной, точной, логичной. Слова должны употребляться в соответствии с их лексическим значением. Обязательное качество хорошей речи – это правильность. Речь, в то же время, должна быть эмоциональной. Важной частью речи является ее чистота: отсутствие в ней грубых слов, ругательств, слов – «сорняков», неоправданных иностранных слов, просторечий, диалектизмов.

Сегодня речь наших современников привлекает все большее внимание журналистов, ученых разных специальностей, писателей, педагогов, она становится предметом острых дискуссий рядовых носителей языка. Ощущая речевое неблагополучие, они пытаются найти ответ на вопрос, с чем связано тревожащее многих состояние речевой культуры?

В фундаментальном исследовании «Русский язык конца XX столетия (1985-1995)» сделана попытка выделить наиболее значимые черты русского языка конца века. В нем отмечается, что события второй половины 80-х – начала 90-х годов оказали воздействие на общество и язык:

а) резко расширяется состав участников массовой коллективной коммуникации. С конца 80-х годов возможность выступать публично получили тысячи людей с разным уровнем речевой культуры;

б) в средствах массовой информации резко ослабляются цензура и автоцензура, ранее определявшие характер речевого поведения;

в) расширяется сфера спонтанного общения не только личного, но и устного публичного. Люди уже не читают заранее написанные речи, а говорят;

г) резко меняются параметры протекания устных форм массовой коммуникации: создается возможность непосредственного обращения говорящего к слушающим и обратной связи слушающих с говорящими;

д) меняются ситуации и жанры общения в области публичной коммуникации. Жесткие рамки официального публичного общения ослабляются. Рождается много новых жанров устной публичной речи в сфере массовой коммуникации.

Свобода и раскрепощенность речевого поведения влекут за собой расшатывание языковых норм, рост языковой вариативности (вместо одной допустимой формы языковой единицы оказываются допустимыми разные варианты).

Особое влияние на состояние речевой культуры оказывают средства массовой информации. Каждый человек ежедневно испытывает мощное воздействие речи, звучащей в радиоэфире, телевизионной речи или представленной на страницах газет, журналов. Качество этой речи вызывает непосредственный эмоциональный отклик. Именно газеты и журналы, радио и телевидение для многих носителей языка служат основным источником представлений о языковой норме, именно они формируют языковой вкус.

К основным чертам, характерным для языка средств массовой информации сегодня, относят:

1) количественное и качественное усложнение сфер речевой коммуникации в средствах массовой информации (прежде всего Интернет, в котором развиваются новые виды текста и диалогических форм);

2) разнообразие норм речевого поведения отдельных социальных групп, свойственное современной речевой коммуникации, которое находит отражение в языковой действительности средств массовой информации;

3) демократизацию публицистического стиля и расширение нормативных границ языка массовой коммуникации;

4) следование речевой моде;

5) «американизацию» языка средств массовой информации.

К числу наиболее распространенных ошибок в теле-радиожурналистике можно отнести нечеткость дикции, невнятность, торопливость, огромное количество неверных ударений.

К середине XX века стали употребляться нулевые формы падежей и появились варианты: сто граммов (традиционная форма) и сто грамм (новообразование), пять килограммов апельсинов (традиционная форма) и пять килограмм апельсин (новообразование) и т.д. В устных интервью увеличивается объем разговорной речи, появляются грамматические несогласованности словоформ, повторы.

Языковая раскрепощенность, временами переходящая в тиражирование языковых ошибок, не встречающих должного отпора, притупляет чувство языковой ответственности.

Современное общество живет в эпоху бурного развития новейших технологий, в том числе и информационно-коммуникационных. Соответственно язык реагирует на изменения, происходящие в обществе. Пресса, радиовещание, кино, телевидение, реклама, Интернет являются неотъемлемой частью социального бытия современного человека, основными средствами его приобщения к событиям окружающего мира и посредниками формирования культуры.

Сегодня многие отдают предпочтение Интернету. Понятно, что такое общение расширяет определенную среду до планетарного уровня. Каждый из нас имеет возможность опосредованного общения с другими людьми при помощи интернет-технологий. Для этого достаточно иметь доступ в социальные сети, уметь пользоваться возможностями электронной почты.

Интернет постоянно развивается, увеличивается количество пользователей. Для регистрации в социальных сетях у каждого человека своя причина: кто-то хочет общаться со знакомыми и друзьями, для кого-то – это удобный способ поддерживать старые и заводить новые знакомства. Спрос на социальные сети растет с каждым днем, вовлекая все больше людей разной возрастной категории в эту форму общения.

Чем отличается общение в социальных сетях от обычного общения?

Если при непосредственном общении мы используем разговорную речь, как разновидность литературного языка, то при опосредованном общении (в качестве посредника выступает письменный текст, также общение через компьютерные виды связи) характерно использование письменной речи. То есть разговорная речь реализуется преимущественно в устной форме при непосредственном взаимодействии партнеров по коммуникации. Однако в последнее время положение о том, что разговорная речь реализуется только в устной форме, не соответствует действительности. Дело в том, что сообщения, которыми обмениваются пользователи при общении в Интернет, обладают всеми особенностями устной речи: линейным характером, ведущим как к экономии, так и к избыточности речевых средств, неподготовленностью, непосредственным характером речевого акта, при этом такой способ общения остается письменным.

Вероятно, уже можно говорить о возникновении новой формы языкового взаимодействия – письменная разговорная речь. Язык существует в Интернете в письменной форме, но в условиях интерактивной сетевой коммуникации приближен к устной ее разновидности. До появления Интернет спонтанная речь осуществлялась в устной форме, в Интернете же спонтанная устная речь остается зафиксированной в письменной форме. Следовательно, все языковые и речевые ошибки также фиксируются.

Можно говорить о том, что с возникновением Интернета, различных программ для общения возникла ситуация, когда письменная речь также как и устная стала использоваться для мгновенного общения. То есть коммуникация в Интернете с помощью таких программ как Skype, или социальных сетей, как Facebook, Vkontakte, Instagram, Telegram и др. является динамичной и предполагает достаточно быструю реакцию, поэтому многие пользователи лишены возможности обдумывать каждое сообщение, результатом чего является большое количество ошибок, опечаток, которые, тем не менее, не наносят вред коммуникации, и не всегда воспринимаются собеседником.

Социальные сети формируют свою среду общения. Являясь особой коммуникативной средой, социальные сети определили новые способы общения, стереотипы речевого поведения, новые формы существования языка. Многие слова, рожденные интернетом, вошли в обиход, приобретя самостоятельное значение, другие, даже не включенные в словари, все равно приживаются в разговорном языке.

Большинство социальных сетей являются мессенджерами (веб-сервис для мгновенного обмена сообщениями). Но кроме мессенджеров есть такой вид сайтов как видеохостинг (веб-страница, куда загружаются стримы и видео, например, YouTube, Twich.

Исследователи процесса общения в интернете отмечают, что люди допускают множество ошибок, причем, иногда намеренно.

В чатах, форумах, сообщениях электронной почты тексты пишутся «на бегу» и выглядят примерно одинаково – без знаков препинания, часто без прописных букв, с многочисленными сокращениями и опечатками. Ведь при общении в Интернет нет правил, нет законов, нет норм, что очень устраивает современную молодежь.

Овладение любой стороной языковой культуры сопряжено с определенными трудностями. В связи с этим нередко нарушают правила сочетания слов в предложении, неправильно образуют грамматические формы слов, неправильно используют слова.

Встречаются ошибки лексические (семантические), связанные с незнанием лексического значения слова. Нарушение лексических норм приводит к искажению смысла высказывания. Довольно часто можно встретить неправильное употребление слов, которые имеют одно и то же значение, но одно из них является общеупотребительным литературным словом, а другое – просторечным. Например, глаголы ложить (просторечное) и класть (литературное). Встречаются также нарушения лексических норм, связанных с тем, что путают слова, близкие по звучанию, но различные по значению (паронимы). Например, представить («передать, предъявить что-либо, кому-либо» (представить доказательства) и предоставить («дать возможность воспользоваться чем-либо» (предоставить квартиру),; командированный (человек, посланный с деловым поручением, получивший командировку куда-нибудь, находящийся в командировке) и командировочный («относящийся к командировке» - командировочные расходы, командировочные документы, командировочное удостоверение).

К языковым относятся также стилистические ошибки, связанные с употреблением в высказывании или тексте языковых единиц (слов, словосочетаний, предложений) обладающих стилистической окраской, не соответствующей данному высказыванию или тексту. К ним относят случаи неудачного употребления синонимов, многословие, необоснованное повторение одних и тех же слов. Например, пожилой дуб, дряхлая избушка (вместо старый дуб, ветхая избушка).

Также можно выделить в отдельную группу орфографические ошибки (нарушение правил правописания). Например, пришол, жыла и др.

Разбирая данные ошибки, нужно отметить, что они встречаются как в текстах средств массовой информации, так и в сообщениях в социальных сетях.

Говоря о культуре речи, необходимо сказать о молодёжном жаргоне, поскольку он часть русского языка.

Если говорить о качестве речи блогеров, стримеров, то следует отметить, что общаясь в чате, они не придают значения правильности высказывания, соблюдению норм литературного языка. Стримеры в режиме реального времени показывают другим, как они играют в свои видеоигры, комментируя при этом каждое свое действие. Помимо этого, в чатах осуществляется переписка. Естественно в режиме реального времени нет возможности проверить правильность речи, поэтому тексты в чате написаны с большим количеством ошибок – в основном, без знаков препинания, так как общающиеся не хотят переводить клавиатуру в знаковый режим, также встречается много иностранных слов, характерно употребление вульгаризмов и другой сниженной лексики. Часто это делается специально, чтобы привлечь внимание, «приукрасить» свою речь. Блогеры, в основном, рассказывают о себе, о своих планах. Несмотря на устное изложение информации, речь блогеров также не соответствует литературно-языковым нормам.

В социальных сетях часто встречаются слова, значения которых многим не совсем понятны. Многие слова подвергаются искажению при освоении их русскоговорящими носителями (в основном путем добавления к иноязычной основе русских суффиксов и префиксов): лайкнуть, спамить и др.

Роль новых способов словообразования в языке невелика. Одним из них является способ усечения основы. Собеседники могут слово оборвать, не дописать, не договорить окончания. К таким словам относятся, например, тя, чё, мя, дава, ясн, норм, прям и др.

Также стали возникать аббревиатуры. Среди самых известных можно назвать LOL – акроним от английской аббревиатуры laughing Out Loud буквально переводится «громко смеяться», ИМХО – акроним от английской аббревиатуры IMHO, которая расшифровывается как In My Humble Opinion? Что в переводе означает «по моему скромному мнению».

Каждому человеку, чтобы добиться успеха в жизни, необходимо научиться общаться. В широком понимании общение – это процесс обмена информацией, впечатлениями, выработка взаимопонимания, общего мнения.

Речевой портрет языковой личности в значительной степени определяется богатством ее лексикона. Именно оно обеспечивает свободу и эффективность речевого поведения, способность полноценно воспринимать и перерабатывать поступающую в вербальной форме информацию.

Навыки общения необходимы для того, чтобы уверенно чувствовать себя в коллективе и вообще в социуме. Умение бесконфликтно и эффективно общаться с людьми, действовать в соответствии с принятыми нормами, очень важно для современного общества.


После освоения материала раздела, обязательно пройдите тест по ссылке, расположенной ниже, и отправьте нам его результат. Раздел образовательной программы считается пройденным только после фиксации результатов тестов в вашей персональной карточке обучаемого.
Made on
Tilda