Тема 6
«ПРАВОВОЕ ПОЛЕ СОВРЕМЕННОГО ЖУРНАЛИСТА»
1. СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС ЖУРНАЛИСТА


Журналист – это гражданин, занимающийся сбором, обработкой информации и подготовкой материалов для редакции средства массовой информации, зарегистрированного в порядке, предусмотренном Законом РФ «О СМИ», осуществляющий сотрудничество с редакцией:

1) на основе трудового договора (касается журналистов, являющихся штатными сотрудниками редакции) либо иного договора (например, договора о создании произведения и т.д.);

2) по уполномочию редакции СМИ – выражается в выполнении задания, исходящего от органов руководства редакции – главного редактора, редакционной коллегии.

Отсутствие специального образования, стажа работы по специальности, членства в профессиональном союзе, гражданства и других персональных, социальных

характеристик не может служить основанием для ограничения прав журналиста, признания человека журналистом или непризнания таковым.

Профессиональный статус журналиста распространяется также на следующие категории лиц:

1) штатные сотрудники, занимающиеся сбором, обработкой информации и подготовкой сообщений / материалов для СМИ, освобожденных от обязательной государственной регистрации в силу того, что их продукция распространяется исключительно в пределах одного предприятия, учреждения, организации;

2) авторы, не связанные с редакцией СМИ трудовыми или иными договорными отношениями, но признанные ею своими внештатными корреспондентами исключительно на период выполнения ими поручений редакции;

3) блогеры, зарегистрированные как СМИ, количество посещений Интернет-ресурсов которых составляет 3000 и более посещений за сутки.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИЙ ЖУРНАЛИСТИКИ


По общему правилу доступ к информации свободен для каждого, если только данная категория информации не отнесена законом к особо охраняемой законом тайне или конфиденциальной информации, ограничение и порядок доступа к которым особо урегулирован законодательством.

Согласно Федеральному закону «Об информации, информационных технологиях и защите информации», к категории общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Журналист имеет право свободного доступа к общедоступной информации, что исключает необходимость получать чье-либо разрешение.

Открытой и общедоступной признается следующая информация:

1) о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг;

2) законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

3) документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;

4) о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;

5) документы, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан, о привилегиях и льготах граждан, должностных лиц и предприятий;

6) определенные документы кредитных организаций: лицензия на осуществление банковских операций, информация о финансовой отчетности, аудиторское заключение за предыдущий год, а также ежемесячные бухгалтерские балансы за текущий год и пр.

Воспрепятствование журналисту в получении информации избранным им законным способом может быть квалифицировано по ст. 144 Уголовного Кодекса РФ (воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста) и ст. 286 Уголовного Кодекса РФ (превышение должностных полномочий).

Закон предоставляет журналисту право:

1) посещения учреждений, организаций и предприятий, что является одним из путей реализации принципа информационной открытости, прозрачности деятельности государственных органов, организаций и предприятий. Журналисты вправе по своему усмотрению посещать: избирательные участки в день голосования, собирать информацию, не нарушая тайны голосования; учреждения исполнения наказаний (с разрешения администрации этих учреждений или вышестоящих органов); специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; митинги и демонстрации; предприятия независимо от формы собственности (кроме тех, деятельность которых составляет государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну); государственные органы – присутствовать на их заседаниях (кроме закрытых) и производить записи, выбирая любой наиболее удобный и не запрещенный законом способ поиска и получения информации;

2) быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;

3) получать доступ к документам и материалам, за исключением фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну.

Использование данных прав журналиста в целях сбора информации в пользу посторонних лиц и организаций (т.е. не связанных с журналистикой) не допускается.

3.ПРАВА ЖУРНАЛИСТА, СВЯЗАННЫЕ С РАСПРОСТРАНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИИ
Вся информация, которая попала в распоряжение журналиста в процессе выполнения им своего профессионального долга любым законным способом, может быть им распространена, а именно:

* опубликована в периодических печатных изданиях;

* оглашена в аудиовизуальных СМИ посредством передачи в эфир радио- и телепрограмм;

* передана по кабельным, спутниковым сетям и через сеть Интернет.

Воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции СМИ со стороны граждан, объединений граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций, государственных органов НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.

Условие распространения информации оговорено законодателем в виде недопустимости нарушения авторских прав, издательских прав и иных прав на интеллектуальную собственность. В противном случае распространение продукции СМИ может быть запрещено по решению суда.

Распространение продукции СМИ также может быть запрещено при использовании внешнего облика физического лица без его согласия.

4. ПРАВО ЖУРНАЛИСТА НА СВОБОДУ ВЫРАЖЕНИЯ МНЕНИЙ
Закон закрепляет право журналиста на изложение своих личных суждений и оценок в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью и под псевдонимом. Суждение, оценка, мнение, позиция – в данной ситуации являются синонимами и выражают единое понятие, которое можно охарактеризовать как субъективное оценочное высказывание, выражение относительно фактов, обстоятельств, явлений, лиц, их действий, поступков и т.д.

Право на свободу выражения мнения может быть ограничено лишь в целях:

1) обеспечения государственной безопасности, территориальной целостности или общественного спокойствия, авторитета и беспристрастности правосудия;

2) предотвращения преступных действий, разглашения информации, полученной конфиденциально;

3) защиты здоровья и нравственности, репутации или прав других лиц.

Закон предоставляет журналисту варианты защиты своего авторского права на материал, подготовленный им для редакции СМИ:

1) отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям;

2) снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по мнению журналиста, было искажено в процессе редакционной подготовки, - в таком случае материал может публиковаться без подписи, т.е. анонимно, что не влияет на содержание авторских прав его создателя, либо по решению редактора не публиковаться вообще;

3) запретить использование данного сообщения или материала;

4) оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала.

5. ПРАВО ЖУРНАЛИСТА НА АККРЕДИТАЦИЮ
Аккредитация (от лат. acredere – оказывать доверие) – процедура признания прав журналистов осуществлять свою деятельность в ходе конкретного мероприятия. Смысл аккредитации состоит не в выдаче журналисту разрешения как такового, а в проверке его документов как журналиста, их подтверждении и выдаче на их основании разрешения осуществлять журналистскую деятельность в ходе конкретного события.

Цель аккредитации – допустить на мероприятие именно журналистов и отсеять случайных лиц (не являющихся журналистами), стремящихся попасть на мероприятие. Таким образом, аккредитация проводится в целях идентификации журналистов.

Аккредитации бывают следующих видов:

1) Постоянная – на весь срок объявленной аккредитации для журналистов, постоянно освещающих деятельность аккредитующего органа и специализирующихся на этой тематике;

2) Временная – ограниченная меньшим сроком для журналистов, выполняющих конкретное задание своих редакций по освещению работы аккредитующего органа;

3) Специальная – при особом режиме мероприятия.

Правила об аккредитации не должны противоречить Конституции РФ, которая гарантирует свободу массовой информации, а также законодательству о СМИ.

Общие положения документа о правилах аккредитации в организации должны определять:

1) лиц, имеющих право на аккредитацию;

2) срок, на который оформляется аккредитация;

3) виды аккредитации;

4) квотирование мест, выделенных для прессы (как правило, в случае отсутствия надлежащих условий для одновременной работы большого количества представителей СМИ);

5) порядок подачи заявки на аккредитацию и срок ее рассмотрения;

6) должностное лицо, принимающее решение об аккредитации;

7) права аккредитованных журналистов;

8) обязанности аккредитованных журналистов;

9) основания для приостановления, лишения, отказа в аккредитации;

10) порядок лишения и отказа в аккредитации.

Согласно статье 48 Закона РФ «О СМИ» редакция имеет право подать заявку в государственный орган, организацию, учреждение, орган общественного объединения на аккредитацию при них своих журналистов, в том числе собственных корреспондентов. Право на аккредитацию имеют редакции любого зарегистрированного СМИ, а также любого зарубежного СМИ, аккредитованного при Министерстве иностранных дел России.

Требования к заявке определяются правилами аккредитующей организации. Как правило, заявка об аккредитации журналиста оформляется на официальном бланке средства массовой информации на имя руководителя аккредитующего органа и заверяется подписью главного редактора и редакционной печатью.

В заявке указываются следующие сведения: фамилия, имя и отчество, паспортные данные, должность, контактные телефоны и адрес электронной почты журналиста.

К заявке, как правило, прилагаются:

* копии учредительных документов СМИ: свидетельства о регистрации, лицензии на вещание (для электронных СМИ) и в ряде случаев устава редакции;

* информационная справка по СМИ, включающая в себя следующие данные: фамилия, имя, отчество и контактные телефоны главного редактора СМИ, тираж, периодичность, тематика и (или) специализация издания, территория и способ распространения продукции, номера рабочих телефонов и сайта редакции;

* фотографии журналиста, представленного к аккредитации.

Редакциям СМИ в аккредитации может быть отказано, если сведения, содержащиеся в заявке, не соответствуют действительности, а также если по роду деятельности СМИ является специализированным (рекламным, справочным и т.д.).

Аккредитованные журналисты получают специальный документ с печатью и подписями уполномоченных лиц (аккредитационную карту) и право присутствовать на заседаниях, совещаниях, пресс-конференциях и других мероприятиях, проводимых аккредитовавшими его органами, организациями и учреждениями, за исключением случаев, когда приняты решения о проведении закрытого мероприятия.

Организации, аккредитовавшие журналистов, обязаны:

- предварительно извещать их о заседаниях, совещаниях и других мероприятиях;

- обеспечивать протоколами, стенограммами и иными документами, составлявшимися в ходе этих мероприятий;

- создавать благоприятные условия для ведения аудио- и видеозаписи.

Журналист может быть лишен аккредитации в случаях:

1) прекращения деятельности СМИ, которое он представляет;

2) увольнения журналиста из редакции СМИ, от которого он был аккредитован;

3) принятия главным редактором СМИ решения об отстранении журналиста от освещения деятельности аккредитующего органа и (или) его замены на другого журналиста;

4) распространения журналистом или редакцией СМИ не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство организации, аккредитовавшей журналиста, что подтверждено вступившим в законную силу решением суда;

5) нарушения журналистов иных установленных правил аккредитации.

6. ОБЯЗАННОСТИ ЖУРНАЛИСТА
Согласно Закону РФ «О средствах массовой информации» журналист обязан:

1) соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях;

2) проверять достоверность сообщаемой им информации;

3) удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые;

4) сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника;

5) получать согласие на распространение в СМИ сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей;

6) ставить в известность граждан и должностных лиц о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки;

7) ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала;

8) отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона;

9) предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста;

10) соблюдать запрет на проведение им предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума при осуществлении профессиональной деятельности и пр.

Перечень обязанностей журналиста не является исчерпывающим. При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Астахов, П.А. Справочник журналиста и руководителя средства массовой информации (учредителя, издателя, главного редактора). Все юридические аспекты деятельности / П.А. Астахов. – М.: Эксмо, 2008.

2. Федотов, М.А. Правовые основы журналистики: учеб. для вузов / М.А. Федотов. – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010.

    НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ:

    1. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений (9 сентября 1886 г.).

    2. Всемирная конвенция об авторском праве (Женева, 6 сентября 1952 г.).

    3. Конвенция о защите прав человек и основных свобод ETS № 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.).

    4. Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) (Стокгольм, 14 июля 1967 г.).

    5. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12

    декабря 1993 г.);

    6. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ);

    7. Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ);

    8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ);

    9. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (ГПК РФ);

    10. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (АПК РФ);

    11. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ);

    12. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»;

    13. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»;

    14. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 24.11.2014) «Об информации, информационных технологиях и защите информации»;

    15. Федеральный закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»;

    16. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

    17. Закон РФ «О государственной тайне»;

    18. Федеральный закон «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации»;

    19. Федеральный закон «Об экономической поддержке районных (городских) газет»;

    20. Федеральный закон «О связи».

    Материал лекции " ПРАВОВОЕ ПОЛЕ СОВРЕМЕННОГО ЖУРНАЛИСТА " кандидата педагогических наук, доцента Игнатьевой Олеси Владимировны от 21.12.2018 г.
    После освоения материала раздела, обязательно пройдите тест по ссылке, расположенной ниже, и отправьте нам его результат. Раздел образовательной программы считается пройденным только после фиксации результатов тестов в вашей персональной карточке обучаемого.
    Made on
    Tilda