Тема 6
«ФУНКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ»
1. ПОНЯТИЕ ФУНКЦИИ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ЖУРНАЛИСТИКЕ


Социальная ориентация, управление сознанием и поведением адресата массовой информации, формирование адекватной картины действительности, представлений о желаемом будущем и путях его достижения, определение жизненных позиций граждан, выработка отношения к различным явлениям жизни и т.д. – все это функциональные задачи журналистики на современном этапе. Журналистике свойственна полифункциональность.

Функции (лат. functio – обязанность, назначение, характер деятельности, исполнение обязанностей) журналистики характеризуют совокупность ее обязанностей и выполняемых ею задач, способ жизнедеятельности в обществе.

Вступить на стезю журналистики можно, например, из желания вложить свой капитал и получать прибыль, из стремления к повседневному заработку или реализации творческих потенций, из намерения приобрести престижную работу или стать влиятельным человеком. Подобных целей может быть множество. Но все это побочные цели, имеющие смысл только в том случае, если реализуются глубинные, сущностные цели журналистики.

Область сущностных целей лежит в сфере информационного обслуживания массовой аудитории и социальных институтов. Если журналистика не дойдет до своих адресатов, она не сможет реализовать и никаких других побочных целей, выполнение которых связано с достижением первичных.

Журналистику как вид деятельности с ее функциональной стороны можно представить следующим образом:




ЦЕЛЬ – СРЕДСТВА + СПОСОБ ДЕЙСТВИЯ – ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ – РЕЗУЛЬТАТ




Цель – это предвидимый и желаемый результат, добиться которого можно с помощью релевантных средств, эффективно используемых.

Творческая журналистская деятельность должна быть ориентирована на функциональные результаты, однако в процессе выполнения журналистом профессиональных обязанностей могут появляться результаты и другого типа:

  1. Функциональный, когда поставленная задача более или менее адекватно реализована;

  2. Дисфункциональный, при котором результат оказывается противоположным желаемому;

  3. Нефункциональный, если возникают неожиданные, не связанные с поставленные задачей результаты;

  4. Афункциональный – нулевой итог, отсутствие каких-либо результатов.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИЙ ЖУРНАЛИСТИКИ


Информационная функция является базовой для всей системы журналистики. Обязательным условием информационного взаимодействия в сфере журналистики является установление контакта с массовой аудиторией и социальными институтами. Поэтому важное значение в системе журналистики приобретает коммуникативная функция (лат. communicatio – путь сообщения, форма связи) – это функция общения, налаживания контакта. Не случайно журналистику часто называют системой «средств массовой коммуникации», или mass media. Коммуникативная функция реализуется не только в том, что устанавливается контакт и налаживаются связи между журналистом и массовой аудиторией и социальными институтами, но и происходит знакомство МА и СИ с журналистом как носителем информации, занимающим определенную позицию.

Прочный контакт с журналистом установится только тогда, когда массовая аудитория окажет доверие средству массовой информации, признает его своим, а социальные институты ощутят его авторитет, обнаружат силу влияния, обеспечиваемую поддержкой аудитории и действием закона.

Для взаимоотношений СМИ с социальными институтами характерно выдвижение суждений и оценок, вырабатываемых данным органом журналистики относительно характера и уровня выполнения социальными институтами и их должностными лицами их обязанностей перед обществом. В этом проявляется контрольная / регулятивная деятельность СМИ по отношению к социальным институтам. Здесь наиболее наглядно прослеживается роль журналистики как «четвертой власти» в обществе. Публикации высокоавторитетных СМИ способны оказывать мощное влияние на социальные институты, добиваться коренных перемен в их деятельности и серьезных перемещений (вплоть до отставки) должностных лиц. В целом эту группу функций журналистики можно назвать непосредственно-организаторской.

Для взаимоотношений СМИ с массовой аудиторией первостепенное значение имеет информационное обслуживание массового сознания и общественного мнения, а диапазон взаимоотношений простирается от простого сообщения фактов до стремления оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов, то есть на характер и меру информированности по общественным проблемам. Эта группа функций может быть названа социально ориентирующей, или идеологической.

Следующая группа функций – культуроформирующие функции журналистики. С ними связана деятельность средств массовой информации по этическому и эстетическому воспитанию, выработке у аудитории культуры поведения (например, этикета), пропаганде медицинских знаний, физической культуры, культуры досуга и т.д.

На периферии системы функций находятся и такие области деятельности, как рекламно-справочная – удовлетворение утилитарных, бытовых запросов аудитории, в том числе в связи с миром увлечений и т.д. (сад, огород, туризм, коллекционирование, покупка и продажа). К справочным материалам в журналистике примыкает реклама. Реклама как информация о товарах, работах и услугах, способствующая формированию привлекательного их образа, прочно вошла в журналистику. Реклама на сегодняшний день является ключевым источником бюджетных средств для многих редакций СМИ.

Журналистика несет и рекреативную (лат. recreatio – восстановление) функцию, которую называют также развлекательной, или функцией релаксации. Ее цель – создание условий для отдыха, интересного проведения досуга, приятного заполнения свободного времени, снятия усталости и напряжения, восстановления и укрепления душевного и равновесия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Корконосенко, С. Г. Основы журналистики [Текст] : учебник для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению и специальности «Журналистика» / С. Г. Корконосенко. – М. : Аспект Пресс, 2010.

  2. Прохоров, Е. П. Введение в теорию журналистики [Текст] : учебник для студ. вузов, обуч. по направ. и спец. «Журналистика» / Е. П. Прохоров. – 6-е изд. – М. : Изд-во МГУ, 2011.

Материал лекции " ФУНКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ " кандидата педагогических наук, доцента Игнатьевой Олеси Владимировны от 21.12.2018 г.
После освоения материала раздела, обязательно пройдите тест по ссылке, расположенной ниже, и отправьте нам его результат. Раздел образовательной программы считается пройденным только после фиксации результатов тестов в вашей персональной карточке обучаемого.
Made on
Tilda