Тема 5
ЖУРНАЛИСТИКА КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ.
МАССОВО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРИРОДА СМИ


  1. СМЫСЛОВОЕ НАПОЛНЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ЖУРНАЛИСТИКА»

Журналистика – явление социальное и составляет важнейшую органическую часть общественной системы в целом. Специфику журналистской практики составляет деятельность по сбору, обработке, компоновке, передаче массовой информации во всех ее проявлениях, и этой деятельности подчинены все организационные, технические, творческие и другие структуры журналистики. Массовая информация – это центральная категория, которая позволяет раскрыть представление о журналистике как сфере массово-информационной деятельности.

Журналистика представляет собой специфический социальный институт, деятельность в рамках которого требует особых профессиональных знаний и навыков по созданию системы произведений для широкой совокупности каналов массовой информации различной социально-творческой направленности, каждый из которых ориентирован на собственную аудиторию.

Понятие «журналистика» имеет очень широкое смысловое наполнение и рассматривается в комплексе следующих аспектов:

  1. журналистика как особый социальный институт, система различных учреждений. Это газетные, журнальные редакции, теле- и радиоорганизации, информационные агентства, Интернет-СМИ и т.д. Собственно журналистские институты не могут успешно выполнять свои функции без обслуживающих их инфраструктурных учреждений (к ним относятся службы наземной и космической связи, организации, занимающиеся «доставкой» информации, полиграфические предприятия и т.д.).

  2. журналистика как система видов деятельности, необходимых для функционирования этого социального института. Это и деятельность по созданию газет, журналов, телерадиопрограмм, по организации функционирования агентств,

  3. информационных служб и других институтов журналистики, по разработке и реализации информационной политики; и организаторская работа – создание коллективов, налаживание массовых связей с другими социальными институтами, проведение исследований, участие в подготовке кадров и т.д.; наконец, это и творческая деятельность по сбору и обработке информации, созданию журналистских произведений.
  4. журналистика как совокупность профессий, важных для обеспечения всех областей ее деятельности.
  5. журналистика как система произведений. Под системой произведений следует понимать не только журналистские произведения, подготовленные авторами, а затем скомпонованные редакционными работниками в номера газет и журналов, в программы телевидения и радио, но и разнообразные непубликуемые произведения журналистики (программные сетки вещания, сценарные и режиссерские планы), различные внутриредакционные материалы (планы работы, обзоры писем и т.д.), ответы на письма читателей, обращения в различные институты (запросы информации).
  6. журналистика как комплекс каналов передачи массовой информации, использующих различные средства коммуникации (печать, радио, телевидение, Интернет) и образующих разнообразные типы изданий и программ (общенациональные и местные, универсальные и специализированные).
  7. журналистикой часто называют и совокупность учебных дисциплин, и особую отрасль науки.
2. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ИНФОРМАЦИЯ»

Журналистика не располагает никакими другими средствами для выполнения своей социальной роли, кроме информации. Становясь посредником между журналистикой и аудиторией, информация является тем рабочим инструментом, с помощью которого решаются многообразные задачи, стоящие перед всей системой журналистики как социальным институтом.

Слово «информация» (лат. – informatio – «осведомление, изложение, сообщение») в журналистике традиционно употребляется в трех тесно связанных между собой значениях:

  1. информация как совокупность кратких некомментированных сообщений об актуальных новостях внутренней и международной жизни;
  2. информация как наименование группы жанров, предназначенных для сообщения новостей (информационные жанры: заметка, отчет, репортаж, интервью);
  3. информация как жанр заметки. Таким образом, термином «информация» в наше время следует пользоваться в широком смысле – это вся совокупность сведений (вербально и невербально зафиксированных), которую несет журналистика аудитории.
3. СМЫСЛОВОЕ НАПОЛНЕНИЕ ПОНЯТИЯ «МАССОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ»


В теории журналистики понятие «массовая информация» является базисным. Употребляемое в словосочетании прилагательное «массовый» приобретает следующий смысл:

  1. направленность на массу (общество, народ, класс, слой, регион, профессию и т.д.) при отсутствии непосредственного контакта независимо от величины и пространственной рассредоточенности аудитории;

  2. соответствие нуждам аудитории в информации, ориентирующей ее в социально значимых явлениях и проблемах, затрагивающей широкий круг экономических, социальных, духовных интересов аудитории, и обеспечение ее сведениями, которыми она может оперировать в разных сферах жизни и деятельности;

  3. доступность информации для массы (бесплатное поступление информации или за умеренную плату, удобный режим потребления – дома, на работе, рядом с местом постоянного пребывания и пр.), простота формы, способствующая легкому усвоению;

  4. возможность одновременного получения массовой аудиторией (при непрерывности, стабильности поступления, периодичности выпуска) информации; регулярность появления рубрик, циклов, постоянных блоков материалов;

  5. открытая возможность для всех желающих участия в работе средств массовой информации в разных ее формах (письма, звонки, сотрудничество и т.д.).




4. ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ И ПРИНЯТАЯ ИНФОРМАЦИЯ. ИНФОРМАТИВНОСТЬ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТЕКСТА


Журналист, собирая и осмысливая сведения о действительности, создает свое произведение, текст. Этот текст, отредактированный и скомпонованный вместе с другими в номер газеты или телерадиопрограмму, передается в аудиторию. При этом текст в системе Д (действительность) – Ж (журналист) – Т (текст) – А (аудитория) может рассматриваться лишь в качестве носителя потенциальной информации, поскольку, хотя он и рассчитан на аудиторию, но до встречи с ней неизвестно, будет ли он «работать».

Неполучение аудиторией содержащихся в тексте сведений (не подписался на газету, не включил телевизор, так как не счел передачу интересной, при чтении обнаружил много непонятных слов и т.д.) нарушает или блокирует результативное функционирование всей системы Д – Ж – Т – А. Потенциальная информация «сработает» только в том случае, если «достигнет» аудитории. Поэтому собственно информацией в тексте оказывается лишь то, что и как принято и освоено аудиторией. Только в соприкосновении сообщения с потребителем и после использования им этого сообщения порождается информация. Действительная информативность текста (переход потенциальной информации в принятую) зависит от уровня его информационной насыщенности.

5. АУДИТОРИЯ СМИ


При реализации функций журналистики возникает проблема эффективности их выполнения, что требует нацеленности на свою аудиторию, умения заинтересовать ее, донести ту информацию, которая отвечает информационным потребностям, запросам аудиторных групп.

Аудитория (лат. audire – слушать; auditor – слушатель) – это совокупность людей, тех, к кому обращаются СМИ и кто воспринимает обращенную к ним информацию. Аудиторию часто называют реципиентами (лат. recipients – принимающий). Читатели, слушатели, зрители самостоятельно выбирают для регулярного или эпизодического контакта те или иные источники информации. В составе аудитории того или иного СМИ они остаются тогда, когда ощущают, что оно несет для них информацию, удовлетворяющую их нужды.

Существуют следующие типы и виды аудитории:

  1. Первичная и вторичная аудитории;

  2. Реальная, потенциальная и расчетная аудитории.

Первичная аудитория – та часть аудитории, которая реально получает информацию от прессы, радио и телевидения, а затем с той или иной степенью активности передает ее в преобразованном виде тем, кто сам с этими источниками непосредственно не контактировал. Так образуется вторичная аудитория.
Аудитория конкретного издания, программы – это реальная аудитория. Те читатели, которые еще не влились в реальную аудиторию, но могут ею стать (если издание, программа сумеет расширить зону уверенного приема, добиться большего приспособления материалов по интересам, доступности, увлекательности и пр.), составляют потенциальную аудиторию издания или программы. А те слои и группы общества, на которые специально рассчитаны издание или программа и значительную часть которых эти СМИ стремятся сделать своими читателями, зрителями, слушателями, составляют расчетную (целевую) аудиторию.

Эффективная информационная политика складывается лишь при условии четкого планирования расчетной аудитории, определения реальной аудитории и выработки дальнейших шагов по укреплению контактов с потенциальной аудиторией. Поэтому редакции должны изучать свою аудиторию, получая при этом следующие сведения:

  1. Социально-демографические сведения (о поле, возрасте, месте жительства, об образовании, профессии и т.д.);

  2. Сведения о характере и состоянии массового сознания аудитории (о взглядах и убеждениях, целях и стремлениях, об ориентированности в общественно-политической жизни, участии в партиях, союзах, ассоциациях);

  3. Сведения об информационном поведении (об источниках регулярно получаемой информации, отношении к различным изданиям и программам, интересах, запросах, мотивах обращения к СМИ, предпочтениях тематики, рубрик, творческих форм, характера изложения, авторов и т.д.).

Существенное значение этих сведений – в возможности на их основе выявить действительные потребности аудитории в информации и ее информационные интересы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Корконосенко, С. Г. Основы журналистики [Текст] : учебник для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению и специальности «Журналистика» / С. Г. Корконосенко. – М. : Аспект Пресс, 2010.

  2. Прохоров, Е. П. Введение в теорию журналистики [Текст] : учебник для студ. вузов, обуч. по направ. и спец. «Журналистика» / Е. П. Прохоров. – 6-е изд. – М. : Изд-во МГУ, 2011.

Материал лекции "ЖУРНАЛИСТИКА КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ.
МАССОВО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРИРОДА СМИ" кандидата педагогических наук, доцента Игнатьевой Олеси Владимировны от 21.12.2018 г.
После освоения материала раздела, обязательно пройдите тест по ссылке, расположенной ниже, и отправьте нам его результат. Раздел образовательной программы считается пройденным только после фиксации результатов тестов в вашей персональной карточке обучаемого.
Made on
Tilda