Тема 12
Источники информации в работе современного журналиста, поиск информации, поиск информации в сети Интернет, социальные сети
Информация, которая будет основой публикации, должна соответствовать следующим условиям: быть достоверной, оперативной, полной, обладать информационной ценностью и представлять интерес для общества.

Одно из наиболее важных личных качеств, необходимых журналисту, – это любознательность. Обнаружить интересную для аудитории читателей новость (современника, явление и т.п.) и придать полученной информации привлекательную форму – профессиональная задача журналиста. О том, где и как журналисты находят новости, мы узнаем из материала данной лекции.
1
Методы поиска информации
Актуальную информацию можно извлечь из самых разнообразных источников. Тем не менее, к основным методам сбора информации в журналистской практике можно отнести наблюдение, работу с документами, интервьюирование, опрос и анкетирование.

Метод наблюдения основывается на интеллектуальном опыте журналиста и его способности к самостоятельному исследованию определенных сфер жизни. Объектом такого наблюдения могут стать экономические, политические, культурные или нравственные события и явления. Наблюдение может быть открытым или скрытым.

Одним из наиболее распространенных в журналистской деятельности является метод работы с документами. Документом, который предполагается использовать как повод к подготовке публикации, может считаться запись из архива, заявление, письмо, пресс-релиз, отчет, том документов, касающихся судебного разбирательства и т.п. Работа с документами подразумевает проверку их подлинности, определение достоверности и надёжности приведённых данных.

Интервью также очень часто употребляется журналистами как метод получения информации, особенно это касается газетных жанров. При этом автор предоставляет собеседнику перечень вопросов в устной форме, ответы на которые составят основное содержание планируемого материала.

Из тех фактов, с которыми сталкивается в своей работе журналист, аудиторная информация занимает особое место. Без периодического получения и осмысления сведений о том, кто и как воспринимает ту или иную ситуацию, средства массовой информации не могут быть конкурентоспособными на рынке.

Довольно часто в СМИ проводится массовый опрос – это метод получения данных о состоянии общественного сознания, общественного мнения, общественной практики, попытка журналиста выяснить мнение многих людей по одному и тому же вопросу с помощью устного опроса большого количества лиц. Сложность при этом заключается в формулировании вопросов, которые позволяли бы получить ответ по существу со стороны опрашиваемых. Для исследования аудитории на небольшой территории – например, в городе или районе – уместны телефонные опросы. В связи с этим можно взять на заметку компании, выпускающие интересные исследования, периодически знакомиться с ними и, возможно, даже обратиться к ним с просьбой организовать исследование, предварительно разработав форму опроса.

Близким к опросу является анкетирование – это метод получения тех же самых данных с помощью заочного (письменного) опроса с использованием закрытых и открытых вопросников. Закрытые вопросники предлагают выбор ответов на них из предполагаемых в анкете, а открытые позволяют воспользоваться свободной формулировкой ответа. Анкетирование – близкий к опросу метод. Единственное отличие заключается в том, что анкетирование проводится при помощи заранее подготовленных анкет и требует от журналиста владения определенными социологическими навыками.

Самый простой источник – это ленты новостей агентств и других изданий. Подписавшись на новостные рассылки разных ведомств, пиар-агентств, информационных порталов, можно каждое утро получать на почту набор новостей. Искать новости по теме можно также через поисковики и социальные сети. В этом случае будет хорошо найти контакты участников новости и взять у них блиц-интервью.

Нельзя забывать и про посещение разного рода конференций, пресс-ланчей и деловых вечеринок, поскольку умение общаться с разными людьми и получать от них информацию – главный инструмент журналиста. Сходив на, казалось бы, скучное мероприятие, он может принести оттуда новости, мнения, слухи.

Помимо этого можно говорить о специфике поиска новостей в конкретной профессиональной области. Так, основные источники инфоповодов для журналиста, который пишет статьи на финансовые и банковские темы – это публичные заявления чиновников, топ-менеджеров кредитных организаций и личные встречи с банкирами. Встречи и интервью лучше совмещать, а именно большую часть времени тратить на интервью для своего издания, а оставшиеся полчаса – на беседу с выключенным диктофоном с глазу на глаз. Так можно «убить» сразу нескольких «зайцев»: выпустить интервью со спикером, до этого часть информации из интервью подать в виде новостей и, если повезет найти что-то особенное, – выпустить эксклюзивную статью о планах конкретной организации или трендах рынка.

Подход к созданию новостей также определяет специфика издания – требования могут значительно отличаться даже для отраслевых проектов. Если, например, определённый отдел в информагентстве сделает ставку на оперативность и эксклюзивность, то отраслевой b2c-проект, скорее всего, поставит во главу угла полноту и взвешенность информации, поскольку его задача объяснить конечному потребителю этой информации, что к чему.

Понятно, что охватить весь обширный материал в новостной заметке вряд ли получится. Поэтому крайне важно дать к новости соответствующий контекст с помощью имеющихся в распоряжении конкретного проекта средств – это грамотный бэк, врезы и ссылки на нужные материалы, видеоролики и т.п. – так, чтобы интересующийся вопросом читатель смог при желании самостоятельно сделать нужные умозаключения, выходящие за рамки непосредственно новостного повода.

Инфоповодом может стать какое-либо высказывание представителя профессионального сообщества или представителя власти; пресс-релиз организации; опубликованный аналитический отчет; законодательная инициатива; происшествие; сообщение в ленте информационного агентства; пост в социальной сети и т.п. Работа с открытыми базами данных – будь это судебные решения, аукционы, профессиональные или народные форумы – всегда представляет собой важную часть деятельности современного журналиста.

Однако, одно дело, когда журналист опирается на документальные источники или интервью, и совсем другое, когда он сам оказывается на месте событий, тем более необычных, требующих от него максимальной собранности и быстрой реакции.

Наиболее подходящим с целью отображения событий, которые журналисту довелось увидеть собственными глазами, жанром является репортаж. Слово «reportare» в переводе с латинского языка означает «передавать», «сообщать». В 19 веке на газетных полосах стали появляться материалы о ходе судебных заседаний, собраний различных обществ и т.д., которые получили название репортажей. Они были развёрнутыми по характеру изложения и насыщенными деталями. Авторы репортажей, как правило, стремились создать так называемый «эффект присутствия» – показать аудитории какое-то событие. Жанр репортажа наиболее распространён в телевизионной журналистике.
2
Система информирования журналистов
На данный момент в обществе сложилось осознание необходимости оказывать средствам массовой информации организационно-информационную поддержку, и сегодня существует развёрнутая система информирования журналистов о происходящих событиях. К её основным формам относятся:

- брифинги – краткие по времени совещания для работников средств массовой информации, где идёт ознакомление с позицией властных структур по обозначенным вопросам;

- презентации – торжественные встречи представителей государственных, общественных или частных структур с представителями общественности, и в том числе прессы, для ознакомления с новыми предприятием, продукцией или результатами деятельности;

- пресс-конференции – встречи журналистов с государственными или общественными деятелями, представителями науки, культуры и т.д. для информирования в связи с актуальными событиями или ответов на вопросы;

- пресс-релизы – специальные сводки сообщений о существенных фактах в той или иной сфере деятельности, подготовленные для журналистов соответствующими пресс-службами;

- создаваемые корпоративными информационными агентствами специальные информационные бюллетени о текущих событиях в той или иной сфере деятельности;

- поступающие в органы массовой информации по факсу или электронной почте экстренные сообщения от пресс-секретарей, пресс-служб, пресс-центров различных ведомств и общественных объединений.

Кроме информации читатель подсознательно ждет «подсказки» от журналиста. Это может быть анализ создавшегося положения, выявление причин или прогнозирование. Журналист таким образом способен оказывать на аудиторию некоторое влияние. Здесь можно выделить логические – факты, цифры, цитаты авторитетных для аудитории лиц – и эмоциональные – авторская оценка происходящего, обращение к теме общечеловеческих ценностей – методы воздействия.

Несмотря на то, что информация, взятая из какого-либо источника, может представляться абсолютно точной, для того чтобы быть профессионально в ней уверенным, необходимо подтверждать её из другого источника, не связанного с первым.
3
Поиск информации в сети Интернет
В целом самым современным как для журналиста, так и для читательской аудитории источником информации сегодня называют интернет. Для чего журналисту интернет? Во-первых, это, как уже было сказано, источник разнородной информации, которую можно использовать для мониторинга новостей и подготовки аналитических материалов, а также при проведения журналистских расследований.

Интернет, включая в себя все мыслимые типы источников, всё более становится универсальной информационной средой. Благодаря оцифровке всего, что может быть оцифровано, и возможности немедленного доступа к оцифрованной информации из любой точки мира, такие частные информационные среды как книги, пресса, радио, телевидение, кино, устное и письменное общение и т.п. постепенно объединяются в едином информационном пространстве.

Во-вторых, интернет даёт возможность поиска необходимых сведений, начиная от справочной информации (статьи в словарях и энциклопедиях, статистические данные, библиографии, карты, адреса, сведения о компаниях и организациях и т.п.) и заканчивая высказываемыми в различных формах сетевого общения (телеконференции, форумы, гостевые книги и пр.) мнениями людей по всевозможным поводам.

В-третьих, интернет – это эффективное средство коммуникации, которое во многих отношениях превосходит телефон, факс и другие привычные способы связи. Коммуникация в интернете предоставляет возможность активного взаимодействия сторон.
4
Социальные сети
Не так давно в нашу жизнь вошли социальные сети, и сегодня, – в наш век онлайн-СМИ, когда оперативность работы выходит на первое место, – без их использования уже практически невозможно представить полноценную работу журналиста.

Важность социальных сетей для работы журналиста нельзя недооценивать. Это не только средство для ведения личных или корпоративных блогов, платформа для общения с виртуальными друзьями, но и способ быстрого обмена связанной с событиями общественной значимости информацией.

Существует три основные причины особенно высокой популярности социальных сетей среди журналистов.

1. Возможность для журналиста делиться своим контентом в соцсетях, и это действительно очень удобный способ, позволяющий приобщить к собственному творчеству больше людей.

2. Погружённость журналиста в события тем выше, чем больше он пользуется социальными сетями. Соцсети часто используются при необходимости получения оперативного комментария от эксперта плюс это хороший способ отслеживать не только собственно события, но и их значимость. Раз какую-то тему начинают интенсивно обсуждать с повышенной интенсивностью – значит она интересна обществу.

3. В социальных сетях можно найти полезный для профессиональных журналистов контент, и это даёт возможность постоянно повышать профессиональные навыки.

Привлечение информации из соцсетей кроме всего прочего позволяет журналисту добиться более высокого уровня доверия, поскольку любой человек может проверить всю представленную им информацию. Есть основания предполагать, что данная тенденция будет в ближайшее время сохраняться, поскольку это делает работу журналиста более аналитической и качественной.
Материал лекции "Факторы трансформации медиа информационной эпохи" доктора филологических наук, профессора Самарцева Олега Робертовича от 12.12.2018 г.
После освоения материала раздела, обязательно пройдите тест по ссылке, расположенной ниже, и отправьте нам его результат. Раздел образовательной программы считается пройденным только после фиксации результатов тестов в вашей персональной карточке обучаемого.
Made on
Tilda