Тема 2
Средства массовой информации нового времени - журналистика и общество
1.
Цифровое общество
Информационный процесс в социально-историческом контексте
Глобальная или массовая - смена парадигмы массовых коммуникай

По мере возрастания роли коммуникации в жизни общества, когда она выполняет вполне прагматические задачи, осваиваясь в роли социального регулятора; когда она включена как обязательный элемент в финансовую, политическую, научную и иные сферы деятельности человека; когда массовая коммуникация во все более значительной степени оказывает воздействие на реально происходящие социальные процессы, следует четко выяснить, какие же специфические черты характерны для современного состояния коммуникации, как единой метасистемы отдельных средств. Считают, что массовая коммуникация имеет отличительные черты, которые характеризуются:

- Трасляционностью - время создание и перцептивное время совпадают, являются симультанными. Высшая форма оперативности. Сигнал как носитель – функция реального времени, тогда как физическое тело признак временного разрыва.

- Целостностью информационного процесса – все СМК включены в метасистему. Книга, фильм – единичны, СМК создают системную совокупность сообщений, связанных рядом инвариантных особенностей (координация, субординация, взаимодействие, построение, функционирование, развитие.) Основа СМК –взаимосвязанность отдельных текстов, произведений в системе выпуска.

- Континуальность информационного процесса – протяженность во времени не имеющая обозримого финала. Восприятие параллельно с реальным временем отображения событий.

- Дискретность сообщений – отдельные сообщения – представляют как бы фрагменты более крупного информационного целого – метатекста. Это отличие и произведений телевизионной журналистики – они дискретны по отношению к программной целостности (Хотя этот принцип нельзя распространять на произведения телевизионного искусства).

Глобальные информационные системы приобретают новые особенности и новую функциональность, которые проявляются даже на ранней стадии ее формирования и телевидение обладает ими, во многом, даже в традиционном аналоговом воплощении. Для глобальных коммуникационных систем характерны в первую очередь всецелостность и общедоступность, способность объединять неограниченные массы потребителей информации, которые получают доступ ко всем информационным ресурсам одновременно и в полном объеме. Прообразы сетевого (подкастового) телевидения по типу YuoTube, о которых мы говорили выше и сетевого радио сейчас почти нацело реализуют указанный принцип и, по мере совершенствования технологии, доведут его до полного воплощения. Интерактивность – особое свойство глобальных коммуникационных систем, которое телевидение адаптирует во все большей степени и это тоже имеет под собой глубокие гносеологические корни. Выходя из-под диктата программы, телевидение становится максимально личностным, полностью удовлетворяя персональные ожидания и, вместе с тем, не теряет силы воздействия, остается все тем же убедительным и достоверным, каким было ранее.

Мультимедийность – одна из наиболее отличительных черт глобальных коммуникаций, ибо ни одна массово-коммуникативная система, по сути дела, истинной полиморфичностью не обладает, за исключением телевидения, в котором абсолютно адекватно сосуществуют все используемые ныне способы отображения информации – вербальные, графические, моторно-вазомоторные, эмоциональные, акустические и визуальные. Однако реализация этой особенности достигается при сочетании ее с интерактивностью и другими указанными нами свойствами и в этом специфическом единстве каждое из них приобретает новое качество и выходит на новый системный уровень, который принято называть термином мультимедиа. При этом мультимедиа не только обрели новые формы репрезентации действительности, они формируют и новую, особенную эстетику, находящуюся на стадии активного познания в теоретическом и утилитарном аспектах.

Таким образом следует предположить, что телевидение цифровой эпохи, после полной его адаптацией глобальными технологиями типологически выходит за пределы коммуникации массовой, становясь явлением новой глобальной коммуникации, то есть по сути дела становится не СМК (средством массовой коммуникации) а – средством коммуникации глобальной.

Массовая коммуникация – пределы возможного

Массовая коммуникация, в отличии от глобальных информационно-компьютерных систем, жестко ограничена в обеспечении доступа потребителя к информационным ресурсам, в силу специфики одностороннего информационного канала, который передает контент по принципам однонаправленного программирования (тематического, жанрового, временного и т.д.). Фактически, с появлением эффективных способов передачи, накопления и хранения информации, доступных индивидуальному потребителю носителей и средств их тиражирования, начался процесс приближения телевидения к значительно более совершенной коммуникативной схеме нового уровня. Появление видеотехники, видеобиблиотек, кабельных систем, увеличение числа эфирных каналов за счет дицеметрового диапазона сделало телевидение столь полиморфной и развитой коммуникативной системой, что это не замедлило сказаться на усилении его социальной роли. Впрочем именно здесь же заложены и пределы, ограничивающие дальнейшее развитие аналогового телевещания, связанные с особенностями технологии распространения и приема радиоволн.

Следующим шагом по направлению к увеличению доступности для аудитории массово-информационного пространства стало появление спутниковых систем, охватывающих еще больший объем телевизионного вещания. Теоретики предсказывали, что, по мере увеличения доступности спутниковых систем распространения телевизионного сигнала, весь мир будет окутан паутиной глобального телевизионного вещания, что как никогда приблизит зрителя к системному восприятию действительности через «телевизионное окно».

Крайне важна здесь и тенденция к обеспечению потребителя «индивидуальной» информацией, стремление к более четкой адресации доставки сообщения, учет индивидуальных потребностей и предпочтений отдельных потребителей. Как отмечает известный социолог и исследователь массовой коммуникации Е.Дугин, в основе развития техники телевидения «лежат потребности общества, интересы людей». Организация информационных потоков и средств их обеспечения, по его мнению, обусловлена «лично мотивированной, инициативной потребностью людей» , которые, собственно, и осуществляют выбор того, что именно необходимо увидеть, что дает возможность удовлетворения личных информационных и культурных потребностей. Появляется информационная индустрия, наращивающая «мышечную массу» в соответствии с социальной востребованностью информационного разнообразия.

В США, где кабельные сети получили максимальное распространение, с 1955 года, когда начался этот процесс, до 1995 года годовой доход кабельных сетей вырос с 20 до 20962 млн. долларов в год и охватил аудиторию в 47 миллионов семей. Столь же динамично развиваются и спутниковые системы, зона вещания которых сегодня распространяется, практически, на весь Европейский и Американский и большую часть других континентов. В Европе по числу зрителей спутниковых каналов лидирует Германия (12 млн.), Голландия (10 млн.) и Бельгия (7 млн.) [3] , все большее проникновение спутниковых систем характерно и для России, где сегодня доступны к приему, практически, все спутниковые программы, ориентированные на европейского зрителя, а так же спутниковый канал НТВ+ с собственным русскоязычным контентом.

Однако, ни спутниковое телевидение, ни сколь угодно разветвленные кабельные сети, не реализуют в полной мере того, что можно было бы назвать неограниченным доступом к информации. Аудитория структурируется по индивидуальным признакам, считают исследователи, «люди с одинаковыми социально-демографическими характеристиками не только предпочитают зачастую близкие типы программ, но и обнаруживают сходство в отношении к ним» [4] . Традиционная массовая информация дискретна (циклична, ритмизирована, связана с периодичностью, тематической организацией и программным принципом построения, аудитория полностью зависит от вещателя, который лишь стремится к угадыванию ее интересов, усредняя их статистически), что, само по себе, не обеспечивает возможность неограниченного к ней доступа. Неограниченность может быть реализована только на принципе непрерывности и нелинейности информационного потока (в чисто коммуникативном смысле, без учета социальных факторов), но это противоречит самой сути массовой информации, как социального и технологического механизма определенного коммуникативного типа. Поэтому разрешение дилеммы требует иного, надсистемного уровня реализации, перехода в иную коммуникативную парадигму.

Большинство спутниковых каналов организовано по тематическому характеру, где доступ к определенного типа контенту носит, практически, непрерывный характер. Канал CNN круглосуточно освещает новости, MTV – музыку и музыкальную информацию, более ста цифровых каналов НТВ-Плюс - художественное кино, события в мире моды, музыку, спортивные состязания и комментарии и детские развлекательные и познавательные программы. Тематика спутниковых каналов столь обширна, что в системном отношении они вплотную подходят к решению проблемы свободного доступа. Однако, здесь выходит на первый план вопрос не о тематике, что есть первом уровне решения проблемы, а о свободном доступе к конкретному содержанию, вплоть до определенного произведения.

Линейный поток содержания, даже весьма вариативный, но организованный вне учета интересов отдельного потребителя, работает не с индивидуумом на уровне личности, а с аудиторной группой, то есть имеет статистический характер. Исследования Комитета по изучению Паневропейской телеаудитории (ПЕТАР), определяя количественный и социально-демографический состав потенциальной аудитории спутниковых каналов, установили, что в 1989 г. половину зрителей СТВ составляли женщины, треть мужчины и 16 процентов – дети. [5] Соответственно, и содержание, ориентированных на определенную аудиторную группу, каналов строится с учетом ее предпочтений, условно игнорируя наличие иных групп. Налицо довольно жесткий тематический принцип, требующий, для обеспечения максимального охвата аудитории, создания большего числа каналов. При этом выбор канала остается за потребителем, а наполнение его – за студией спутникового или кабельного ТВ. Паллиативно, в условиях невозможности создания бесчисленного числа спутниковых каналов, они объединяются с кабельными сетями, в которых интегрируется вещание значительно большего объема, нежели это доступно в других условиях. 50-100 телевизионных каналов, среди которых есть и общенациональные и тематические, доставляемые по единому кабелю – прообраз будущих глобальных вещательных систем на базе цифровых технологий, в которых почти нет ограничений по числу каналов. Отличие лишь в том, что у абонента, который реализует право выбора интересующего его телевизионного канала, отсутствует возможность отбора конкретного его содержания. Он связан структурой программы и вынужден отбирать не то, что действительно хочет увидеть в данный момент, а то, что к желаемому приближается.



2.
Цифровые медиа
Новые медиа в современную эпоху
Развитие таких систем как «видео по запросу» (Video on Demand, VOD), о реальности которых уже можно говорить на уровне конкретных технических разработок и действующих на западе систем, есть следующий шаг в увеличении свободы доступа к содержанию и естественное следствие процессов структурной глобализации телевидения. Реализуемый на базе компьютерной техники, видеосерверов, сетевых технологий, этот вид информационного взаимодействия вещателя с аудиторией являет собой системный прорыв телевидения в будущее и, как перспектива, он органично вписывается в рассматриваемые нами тенденции развития глобальных информационных систем.

Медиасерверы, организующие информационные потоки аудиовизуального характера, развиваются по принципам самоорганизации, следуя, ей, по мере возникновения соответствующих технологий. Так, если первоначальные, локальные сети, в которых циркулировало оцифрованное видео, имели четкую корпоративную принадлежность, то по мере накопления количества таких сетей, началась межсистемная их интеграция с обобществлением или, во всяком случае, обменом видеоданными. Если сохранится динамика сегодняшних тенденций, то банки видеоданных органично войдут в ткань общемирового кибернетического пространства, став его неотъемлемой составляющей, и тем самым еще более усложняя его структуру и повышая функциональность. Это уже сегодня привносит весьма ощутимые ожидания в области не только телевизионной техники и системы мирового телевидения, но и в саму концепцию телевидения, как одного из социальных институтов и средств массовой коммуникации.

Телевидение интегрируется в глобальную коммуникацию и становится одним из ее средств. Глобальное телевидение, еще не осмысленное, как самостоятельное явление, и во многом имеющее характер технологии будущего, теперь уже явно выходит за рамки межгосударственных и межнациональных амбиций и имеет все потенции стать явлением общечеловеческим.

Говоря сегодня о подписном цифровом телевидении как о сложившейся данности в отдельно взятой части земного шара, с совершенствованием технологий передачи информации по эфирным, кабельным, телефонным, а, вернее всего, по оптическим и оптоволоконным и спутниковым каналам, мы видим не отдаленный, а завтрашний день телевидения. Можно увидеть его и в образе единого глобального подписного канала, имеющего столь же сложную структуру, как и само глобальное информационное пространство и, обогащенное ею за счет иных, "нетелевизионных ресурсов" – полиморфического конгломерата всех коммуникативных сервисов и ресурсов от доступа в Интернет, многоканального цифрового телевидения, виртуального офиса. Это в корне изменит принцип выщания «сверху вниз» и перенесет активный компонент на потребителя, который и будет определять все аспекты коммуникативного акта, делая свободный выбор необходимого ему содержания.

От конвергенции к интеграции

Следующим по важности и степени проявления в реальных коммуникационных процессах является свойство интеграции смежных информационных технологий и средств отображения и представления информации. Здесь можно выделить несколько этапов, которые следуют с частичным взаимопересечением, обуславливая друг друга:

- разработка собственных специфических технологий, зачастую не имеющих аналогов в иных отраслях информационного обмена (таковыми были и технологии телефонии, и телевизионные системы различных стандартов, и первые протоколы передачи данных между компьютерами отдельных локальных сетей, и системы нелинейного видеомонтажа на базе компьютерных технологий);

- адаптация параллельных и близких технологий схожими средствами;

- полная адаптация всех технологий в одном средстве, за исключением регрессивных, включение во все более широкий спектр услуг, до полной интегрированности (в этом смысле компьютерная гонка вооружений явственно стремится догнать и обогнать теоретические констатации, внедряя в ноутбуки и нетбуки, наладонники и смартфоны - например iPhone - все средства обмена информацией - рукописный ввод, электронная почта, доступ в Интернет, просмотр видео и телепрограмм, сотовую связь и IP телефонию, видеосвязь по протоколу 3G и т.п.);

- синтез специфических технологий, включающих как подсистему все ранее адаптированные средства;

- формирование универсальных средств коммуникации и выход в сферу искусства и межличностного обмена с собственным изобразительным и выразительным арсеналом.

Эта группа явлений глобальной коммуникации, пожалуй, самым непосредственным образом связана с телевизионными технологиями и наиболее четко интерполирует тенденции отдаленного характера на ныне происходящие процессы. Легко заметить, что вообще для коммуникации характерна ассимиляция менее совершенных средств более совершенными по мере их становления. Так, появление письменного языка привело к полной адаптации изустного рассказа, появление книгопечати позволило книге адаптировать рукописные источники. Фототелеграф использовал средства импульсной кодировки символа, электрический телеграф, средства фотографического. Кинематограф, как революционное в области информации явление, адаптировал целый пласт средств выразительности, начиная от графических - книги, листовки и т.п., заканчивая визуальными и динамическими - живопись, танец, театр, фотография и т.д. Радио, в силу ограничений внутренне ему присущих, адаптировало все акустические средства, включая самые традиционные - музыку и живой рассказ. И, наконец, телевидение, обладающее достаточно полным комплексом потенциальных возможностей в области передачи и хранения информации, произвело революцию в коммуникационной сфере, адаптируя все ранее существующие средства отображения информации как визуальные, графические и иконографические, наследованные у живописи, фотографии и кинематографа, так и акустические, вплоть до наиболее авангардных, порожденных веком синтетической музыки, и совершило стремительный скачок по пути дальнейшего их усовершенствования, сплавив прежние средства в новый присущий только ему, телевидению, особый эстетический язык.

Генеалогия цифровой реальности



Истоки цифровых технологий уходят корнями в давние представления человечества об искусственном разуме и науке об управлении процессами (кибернетика, теория управления, теория информации) и связаны с развитием некоторых отраслей математики (логики, комбинаторики, теории вероятностей и теории игр, математической статистики и т.д.), лингвистики и др. Однако, технологический прорыв произошел только с появлением микропроцессоров и началом интеграции персональных компьютеров в единую информационную систему.

В 1969 г. Управление перспективных исследований ARPA (Advanced Research Project Agency) министерства обороны США начало работу по созданию принципиально нового канала связи, практически не поддающегося разрушению, способного не только облегчить взаимодействие между отдельными исследовательскими группами на территории США, но и продублировать обычные каналы управления боевыми действиями в случае военных конфликтов. Связь на базе компьютеров, тогда еще доступных только военным и исследовательским ведомствам не могла стать всеобщей до той поры, пока в 1970 году фирма INTEL не наладила серийный выпуск микропроцессоров, ставших базой для создания персональных компьютеров, ставших доступными университетам и даже отдельным потребителям.

Годом рождения персонального компьютера можно считать 1974, когда сразу несколько фирм объявили о создании на базе микропроцессора INTEL 8080 машин, почти сразу же поступивших во всеобщее потребление. Хотя, следует отметить, что разработки в области использования цифровых технологий в телевидении начались задолго до появления персональных компьютеров и средств прямой "оцифровки" изображения. Советские ученые Соловьев и Цукерман предсказывали процессы внедрения компьютерных технологий в телевидение еще в середине 60-х.

Уже к началу 70-х годов начались интенсивные поиски путей создания и обработки изображения на базе электронных процессоров, в чем немаловажную роль сыграли системы автоматизированного проектирования (АКАД) и подобные им. Появление программ компьютерной графики на специализированных платформах Silicon Graphics и т.п., сделали возможным существенный прорыв в области цифрового телевидения.

Так в 1981 году появляются первые системы сетевого обслуживания видеотерминалов и стандартизованные протоколы передачи данных, к 1985 г. находят широкое распространение телесуфлеры и электронные знакогенераторы, в 1986 г. обеспечивается управление выпуском новостей с помощью микропроцессора, а затем, после разработки в 1994-1996 гг. интегрированных операционных систем Windows NT/95 с весьма мощными пропускными характеристиками, создание универсальных рабочих мест на базе терминалов для цифрового монтажа звука и видео, то есть создание систем нелинейного монтажа, работающих в реальном времени и пригодных для осуществления новостного вещания.

На ВГТРК первый проект новостного-вещательного комплекса был начат в переломном 1991 году, хотя его воплощение в жизнь заняло долгих три года. Ныне же можно говорить о том, что цифровые технологии создания и обработки видеоинформации, а так же ее передача по каналам глобальных компьютерных сетей - реальность, осуществляемая каждодневно. Спутниковые каналы наиболее современных форматов – например Russia Todey – созданные недавно, изначально базируются не на аналоговых или комбинированных технологических решениях, а на чисто цифровых технологиях, включая безпленочные и медиасерверные.

Тенденции конвергенции и, в последствии, интеграции с новыми технологиями усугубляются как с развитием самой процессорной техники и программного обеспечения, так и с возрастанием потребности в наиболее оперативной информации, увеличении пропускных способностей каналов и объеме данных. Максимальный пик интереса к новостному вещанию в последнее десятилетие обусловил и решения, которые сегодня определяют развитие телевизионных цифровых технологий в области сбора и передачи новостей, целиком связанных с цифровым представлением данных от момента фиксации на видеокамеру без посредства аналогового пленочного носителя до выпуска в эфир.

Цифровые технологии, зародившиеся как системы передачи исключительно текстовой информации не только с легкостью переняли и адаптировали иконографические средства нединамических изобразительных коммуникаций - графики, живописи и фотографии, не только все шире стали внедряться, а затем и адаптировать динамические изобразительные средства - телевидение и кинематограф, находить средства использования практически всех аудиовизуальных СМК, но и, в конечном итоге, создали собственную комплексную или, скорее, интеграционную сферу отображения информации, которая включает все ранее существовавшие.

Уже сегодня вполне привычными а, зачастую, и предпочтительными становятся для потребителя электронные газеты и журналы, существующие наравне или вместо бумажного эквивалента. При этом, на государственном уровне обсуждается вопрос о включении всех локальных ресурсов Интернет в реестр средств массовой информации с соответствующей регистрацией ее участников, а отдельные сайты такую регистрацию имеют, существуя как электронные журналы и газеты, все большую популярность завоевывает подкастовое вещание. Трудно измерить количество аудитории электронной прессы, потенциально же - это все обитатели сети. Получение информации в виде цифрового импульса, закодированного компьютером, обладает целым рядом неоспоримых преимуществ по сравнению со всеми иными, особенно в отношении искажения сигнала в канале связи. Нынешние цифровые технологии нацело исключают то, что принято называть шумом (за исключением ситуации компрессии сигнала) и каждый потребитель информационного сообщения получает его электронный оригинал в том виде, в котором он был создан. Электронная связь, не требующая особых каналов доставки, работающая по телефонной или выделенной кабельной сети, радиосети WiFi, по оптоволокну - то есть в сложившейся коммуникационной инфраструктуре, делает стремительный скачок от передачи только текстовой информации к полномасштабным трансляциям звука и видео в реальном времени, что делает ее незаменимой для доставки радио и телевизионного сигнала. При этом технологии оперативно отзываются на потребности, создавая новые средства едва ли не раньше, нежели это становится востребованным. Общая закономерность развития информационных средств начала тысячелетия – это максимальная функциональная интеграция, девиз которой «меньшими усилиями получить больше» [1] . Стремление к интеграции «всего в одном», в технологическом отношении стоящее на начальной предварительной стадии, уже становится определяющей линией развития современных информационных средств. Чем более совершенное средство поступает на рынок коммуникационных систем, тем меньшее количество устройств необходимо для полноценного информационного обмена. Интеграция по стандартной схеме «телефон – Интернет и электронная почта – органайзер – диктофон – мультимедийный центр – фото и видеокамера» дополняется устройствами, способными одновременно с этим играть роль электронного кошелька, помещающего на кредитную карточку владельца деньги с банковского счета по сотовой связи, видеотелефоном и телевизором и микрокомпьютером со всеми программными функциями и дружественным интерфейсом.



Материал лекции "Медиа информационной эпохи" доктора филологических наук, профессора Самарцева Олега Робертовича от 06.12.2018 г.
После освоения материала раздела, обязательно пройдите тест по ссылке, расположенной ниже, и отправьте нам его результат. Раздел образовательной программы считается пройденным только после фиксации результатов тестов в вашей персональной карточке обучаемого.
Made on
Tilda