Иван Крайник: "УлГУ дал мне путевку в жизнь"
Интервью, наполненное тёплыми воспоминаниями о студенческой жизни и размышлениями о своём предназначении.
Выпускник факультета культуры и искусства УлГУ Иван Крайник рассказал о том, как когда-то в стенах нашего института выбрал свою будущую профессию и определил свой жизненный путь.



19 февраля нам удалось попасть на репетицию Ульяновского государственного губернаторского оркестра русских народных инструментов, дирижером которого является выпускник факультета культуры и искусства — Иван Анатольевич Крайник. Мы узнали о начале его музыкального пути и понаблюдали за творческим процессом.



Иван Анатольевич Крайник – концертный исполнитель, артист оркестра, доцент кафедры музыкально-инструментального искусства, дирижирования и музыкознания, дирижёр оркестра русских народных инструментов.

Блестящий музыкант, яркая творческая личность, лауреат многочисленных всероссийских и международных конкурсов: обладатель золотой медали и Лауреат первой степени Международного музыкального конкурса-фестиваля «Петро-Павловские ассамблеи гармоники»...
Иван Анатольевич, расскажите, пожалуйста, когда вы поняли, что хотите посвятить всю жизнь музыке?
Какой интересный вопрос. Несложно на него ответить, когда приходит осознание того, чем ты хочешь заниматься всю жизнь. Мне кажется направление музыки я выбрал с детства, потому что старший брат занимался музыкой, мама с папой оба музыканты. Я как-то вслед за ними пошёл. Мне кажется у меня даже выбора не было. Сначала меня отдали в музыкальную школу. Я примерно так представляю, что где-то к концу 3 курса музыкального училища, мне очень сильно захотелось заниматься музыкой и самосовершенствоваться. То есть я мог сидеть заниматься часов по девять, десять, одиннадцать. У меня временные рекорды какие-то, но они конечно к качеству никакого отношения не имеют, потому что не всё давалось так гладко и легко, приходилось очень долго работать. Где-то, наверное, на курсе 3-ем я понял, что буду заниматься музыкой профессионально долго и всерьёз.
Чему вас научил УлГУ в этом плане? В какое время вы учились в УлГУ?
В УлГУ я поступил в 2000-ом году после окончания Димитровградского музыкального училища. Мне кажется УлГУ меня научил именно этой профессии, которой я сейчас занимаюсь. УлГУ дал мне путевку в жизнь, потому что во время учебы Ульяновский Государственный университет очень сильно помогал тем, что посылал на различные конкурсы, состязания, гастроли. Даже были зарубежные гастроли, потому что, учась в этом университете у меня была возможность выехать в Соединённые Штаты Америки, в Италию. Мне кажется не каждый студент и даже не каждый вуз может похвастаться таким вниманием к студентам. Я за это очень сильно благодарен Ульяновскому Государственному университету.
Как давно стали дирижировать оркестром?
О дирижировании, скажем прямо, я не мечтал, даже не мог себе представить. Но сидя в оркестре, играя на баяне и смотря на других дирижеров, я думал «я вот так бы сделал или вот так». Но как цель, я никогда не рассматривал. Начал дирижировать где-то года 4 назад, это были первые такие попытки вставания к пульту.
Где работали до этого?
А до этого я работал в этом оркестре, в котором я дирижирую, в качестве музыканта исполнителя.
Когда произошёл ваш дебют? Какие эмоции тогда испытали?
Свой дебют в качестве дирижёра я не помню. Но помню свой первый выход на сцену. Это было в городе Димитровград в ДК «Строитель», мне было 6 лет. Единственное, что я помню из этого выступления это яркие-яркие софиты в глаза. Было ощущение, что в зале никого и нет. Я вышел на сцену; мне вынесли стульчик, поставили; я поклонился и сел. Прожектора в глаза светили так, что не видно было кто там был, какой-то шум стоял, кто-то где-то разговаривает и всё. Я смело, спокойно отыграл всё что, знал и ушёл. Вот это был мой дебют.
Говорят, что каждый дирижёр «уникален» в интерпретации музыкальных произведений. В чем проявляется ваш творческий подход?
Знаете, говоря о музыке это же не точная наука и если, например, написан один пример, то его же можно всегда одинаково решать. Есть варианты решений, их будет два, три или четыре это в узком понимании. А музыка это такая субстанция, которая происходит здесь и сейчас. Мы говорим о живой музыке, не об электронной, не о записи. В принципе два одинаковых исполнения одним человеком и даже одного и того же произведения быть не может. Где-то чуть-чуть по другому будет сыграна фраза. В чем мой подход я не знаю, я стараюсь быть искренним на сцене. Мне кажется это самое главное.
"...музыка-это такая субстанция, которая происходит здесь и сейчас."
Скажите, а есть ли некие идеалы в вашей профессии, которыми вы восхищаетесь?
Да, есть, даже кумиры. Когда-то мне очень хотелось быть похожим на Геннадия Рождественского, великого дирижера. Потом когда я познакомился с творчеством Риккардо Мути, мне захотелось быть Риккардо Мути, что-то взять от него. Когда начал смотреть Евгения Светланова и он понравился. То есть я стараюсь много слушать, много смотреть, но все-таки искать что-то своё.
Не было ли у вас такого, что вы хотели сменить данную сферу деятельности?
Было, всё было. Профессия музыканта она сложная тем, что ты либо пан, либо пропал. Быть востребованным и зарабатывать много денег в академической сфере достаточно сложно. Душой я понимал, что хочу заниматься музыкой, а эта музыка мне никак отдачи не отдавала. Мне хотелось как-то быть известным, быть популярным, получать много денег. У меня в тот момент появилась семья, а зарабатывать я и не зарабатывал. В этот момент, когда я не мог обеспечивать свою семью, мне приходили такие мысли, но как-то так получилось делать всё параллельно. То есть я из музыки не уходил, а пытался как-то ещё как-то дополнительно зарабатывать. И отделкой квартир занимался, чем только не занимался.
Если бы вам выпал шанс изменить свою судьбу, вы бы выбрали ту же профессию и тот же университет?
Да, не задумываясь, абсолютно точно.
Над чем вы сейчас работаете, какие у вас профессиональные планы?
Вернуться к нормальной концертной жизни. Мы работаем над новыми интересными программами. В планах очень много интересной музыки. Мне бы хотелось сделать молодёжные программы. Чтобы люди приходили с удовольствием, не для того чтобы -«так сегодня я пойду окультуриваться и послушаю нашу русскую народную музыку, например «Калинка - Малинка». Мне хочется иногда сломать эти стереотипы и некие попытки уже делались в этом отношении, не только мной, но и главным дирижером оркестра - Артемом Валерьевичем Беловым. Это не основное направление деятельности, а попытка показать, что на этих инструментах можно сыграть всё. Можно играть Rammstein, можно играть ABBA, можно играть и аккомпанировать совершенно потрясающим певцам, без ущерба для музыки. То есть это не какая-то пародия, а мы пытаемся сделать именно качественный продукт. Где-то эти попытки не совсем удачные, а порой иногда так здорово звучит. Иногда думаешь: «Да, ладно, как здорово. Какие это балалайки, это чудо какое-то». Мы работаем сейчас над тем, чтобы такие молодые люди, как вы, студенты с удовольствием приходили на концерты. Мне хочется этого, и если мы сейчас отпустим вас как слушателей, играть будет не для кого — это одна из причин. А вторая причина — надо идти в ногу со временем.




беседовала Анжелика Григорьева.
Made on
Tilda